Зачем нужна специальная оценка условий труда


Темы:

Последнее обновление
Сен 01, 2022
Время чтения
14 мин

Новый порядок проведения аттестации рабочих мест  по условиям труда.

Специальная оценка условий труда

Настоящая процедура проводится в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) и является прямой заменой упраздненной аттестации рабочих мест. Дата вступления закона в силу – 1 января 2014 года.

Определение специальной оценки труда

Специальная оценка условий труда являет собой совокупность мер по обнаружению негативных факторов производственной среды, способных повлиять на физическое и психологическое здоровье человека, и анализ степени их опасности с учетом выявленных несоответствий между фактическими показателями и действующими нормативами (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Процедура предполагает выполнение следующих пунктов:

  • Предоставление работникам средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • Предоставление гарантий и установку размера компенсаций согласно ТК РФ;
  • Осуществление предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • Вычисление и установку дополнительного тарифа взносов в ПФР;
  • Вычисление скидки (надбавки) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • Формирование статистического заключения касательно условий труда.

Внимание! Специальная оценка условий труда не требуется, если:

  • Сотрудник осуществляет работу на дому;
  • Сотрудник работает дистанционно;
  • Сотрудник работает с физическим лицом, не получившим статус индивидуального предпринимателя.

Кто осуществляет специальную оценку труда

Вопрос организации и оплаты решает работодатель, однако непосредственным проведением процедуры занимается профильная компания, приглашенная на основании гражданско-правового договора.

При поиске подрядчика работодателю требуется брать во внимание положения, отраженные в статьях 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:

  • Проверяющая сторона не должна иметь личного интереса по отношению к инспектируемой компании;
  • Процедура по оценке условий труда должна быть основной деятельностью нанимаемого предприятия;
  • Организация должна иметь собственный исследовательский центр, аккредитованный в области осуществления измерений негативных факторов производственной среды и трудового процесса. Порядок аккредитации устанавливается законодательством РФ.
  • Внимание! Условия оформления разрешения на деятельность, связанную с осуществлением СОУП, включения в реестр предприятий, оказывающих данную услугу, приостановления и прекращения деятельности определяет Правительство РФ.

Сроки проведения специальной оценки условий труда

Порядок осуществления процедуры оценки условий труда регламентирован Законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Условия и последовательность проведения отражены в Приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.

Новый порядок проведения аттестации рабочих мест  по условиям труда.

Внимание! Результаты проверки рабочих мест, осуществленной с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н действительны.

Интервал проведения специальной оценки – не менее 1-го раза в 5 лет. Отсчет идет с даты утверждения отчета об ее осуществлении (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Отсутствие негативных факторов производственной среды, зафиксированное в ходе проверки, на периодичность проведения процедуры не влияет. Даже если результаты оценки будут безукоризненными, следующая проверка состоится в предусмотренный Законом срок.

Среди случаев, требующих осуществления внеплановой проверки:

  • Работодатель создал новые рабочие места;
  • Предприятие получило соответствующее предписание со стороны государственного инспектора труда;
  • Ранее заявленные технологические процессы претерпевают изменения;
  • Организация закупила новое производственное оборудование, являющееся возможным источником пагубного воздействия на здоровье работников;
  • Работодатель изменил состав используемого сырья и материалов, задействованных в производстве;
  • Ранее выданные средства индивидуальной и коллективной защиты заменены на новые модификации;
  • На предприятии зафиксирован несчастный случай (не по вине третьих лиц) или профессиональное заболевание, вызванное несоответствующим состоянием рабочего места;
  • Работодатель получил мотивированное предложение со стороны профсоюзной организации.

Внимание! Ознакомиться с перечнем ситуаций, требующих внеплановой оценки, более подробно можно в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Этапы проведения специальной оценки труда

Порядок проведения можно разделить на 10 этапов:

  • Этап первый: Утверждение специальной комиссии

Руководитель предприятия обязан выпустить распоряжение о назначении специальной комиссии и порядке ее работы. Приказ оформляется в свободной форме. Состав комиссии в обязательном порядке должен включать специалиста по охране труда, представителя первичной профсоюзной организации (при наличии таковой), самого работодателя или его доверенное лицо. Число членов группы должно быть нечетным.

Среди основных задач комиссии: предоставить список созданных рабочих мест, определить критерии оценки труда (подробнее в ч. 5 - 7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

  • Этап второй: определение графика специальной оценки труда

Для утверждения графика потребуется выпустить приказ, заверенный работодателем. Составление документа в свободной форме (подробнее в ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

  • Этап третий: Определение списка рабочих мест, требующих оценки

Перечень должен включать места, на которых будет осуществляться проверка. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ, в списке могут фигурировать аналогичные рабочие места. В случае их определения оцениваются только 20% подобных мест в количестве не менее 2-х позиций. Полученные данные используются для всех аналогичных зон (подробнее в ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Для определения аналогичных мест следуйте требованиям, изложенным в ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ:

  • Проверяемые точки должны размещаться в одном помещении или нескольких однотипных зонах, оснащенными однотипным системами вентиляции, отопления, кондиционирования и освещения;
  • За аналогичными местами должны закрепляться сотрудники одной профессии и должности, приходящие и уходящие с работы в одно и то же время, действующие по одной должностной инструкции, использующие одно и то же оборудование, сырье и инструменты;
  • Для работы на типовых точках выдаются одинаковые средства индивидуальной защиты.
  • Этап четвертый: подписание договора с компанией, специализирующейся на проведении проверки

При выборе организации оформляется гражданско-правовой договор.

  • Этап пятый: определение негативных производственных факторов

Идентификация вредных и опасных факторов строится на сопоставлении имеющихся данных с утвержденным Минтрудом России Классификатором (подробнее в ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Внимание! Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ идентификация не требуется, если:

  • Рабочие места закреплены за работниками, чья профессия или должность требует досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • Рабочие места предполагают обеспечение гарантии и компенсации за негативные или опасные условия труда;
  • Рабочие места уже подвергались проверке, по результатам которой были зафиксированы вредные или опасные условия труда (в расчет берется как аттестация рабочих мест, так и СОУТ);

При этом другие процедуры, определенные порядком прохождения специальной оценки, в отношении данных рабочих мест осуществляются.

Непосредственная идентификация проводится экспертом со стороны выбранной организации, а результаты проверки утверждаются комиссией во главе с работодателем или его доверенным лицом (подробнее в ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Если проведенная проверка негативных факторов не выявила, повторная оценка условий труда не потребуется (подробнее в ч. 4 ст. 10 Закона). В данном случае работодатель должен предоставить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в территориальные органы Роструда. Форма и регламент подачи устанавливается Минтрудом России (подробнее в ч. 1 и 2 ст. 11 Закона). Срок действия декларации – 5 лет со дня согласования отчета о специальной оценке с возможным продлением на 5 лет при условии, что сотрудники, закрепленные за данными местами, не получили травму или профессиональное заболевание (подробнее в (ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Если негативные факторы обнаружены, назначенная комиссия действует согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ – организует исследования выявленных факторов.

  • Этап шестой: анализ и замеры негативных производственных факторов

Исследованию подвергаются:

  • Рабочие места, выявленные по итогам идентификации вредных и опасных факторов;
  • Рабочие места, на которых идентификация не производилась (подробнее в (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Во время проверки анализу подлежат факторы трудового процесса и производственной среды.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 426-ФЗ к факторам производственной среды причисляют:

  • Физические раздражители: шумы, инфра- и ультразвук, неионизирующие и ионизирующие излучения, вибрации, световая среда, микроклимат, аэрозоли;
  • Химические раздражители: вещества, присутствующие в воздухе (в рамках исследуемой площади) и оседающие на коже работников;
  • Биологические раздражители: патогенные микроорганизмы, споры, живые клетки, микроорганизмы-продуценты.
  • Согласно ч. 2 ст. 13 Закона N 426-ФЗ к факторам трудового процесса причисляют:
  • Тяжелые физические нагрузки: давление на опорно-двигательный аппарат и жизненно важные системы организма;
  • Напряжение: нагрузки на центральную нервную систему, органы чувств, сенсорное давление.

Список негативных факторов, требующих исследования составляется на основании ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ. Во внимание берутся:

  • Государственные нормативные требования охраны труда;
  • Данные о технологических процессах, производственном оборудовании, используемом сырье и материалах;
  • Показатели, выявленные в результате ранее проводимых исследований;
  • Обратная связь от работников.

За ходом испытаний следят сотрудники специализированной организации (подробнее в ч. 3 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Выявленные в ходе испытаний данные по каждому из негативных факторов заносятся в протокол – отдельный для каждого фактора (подробнее в ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

В соответствии с полученными результатами условия труда на рабочих местах оцениваются по уровню вредности и опасности и относятся к определенным классам и подклассам условий труда.

  • Этап седьмой: итоги специальной оценки

Для подведения итогов формируется отчет о проведенной оценке. Для его утверждения требуется подпись всех членов комиссии и ее председателя – работодателя или его доверенного лица (подробнее в ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ.

Форма отчета и нормативы его заполнения утверждаются Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Внимание! Отчет требуется и в случае обнаружения негативных факторов, и в случае успешного прохождения проверки, когда условия труда признаются допустимыми.

  • Этап восьмой: Оглашение результатов специальной оценки сотрудникам проверяемого предприятия

Доказательством ознакомления служит личная подпись работника. Сроки оглашения результатов: 30 календарных дней с момента утверждения вышеупомянутого отчета (подробнее в ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). К данному периоду не относится отпуск, командировка, междувахтовый отдых, больничный по нетрудоспособности.

  • Этап девятый: Опубликование отчетов о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Официальный портал предприятия должен содержать данные:

  • О классе и подклассе условий труда;
  • О предусмотренных мерах по улучшению условий труда.

Сроки подготовки публикации: не более 30 календарных дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки (подробнее в ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

  • Этап десятый: Предоставление данных, полученных в ходе оценки, в уполномоченный орган

Установленные сроки:

  • До 1 января 2016 года – в Роструд (подробнее в ч. 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ);
  • С 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (подробнее в ч. 1 ст. 18 Закона).

Перечень классов и подклассов условий труда

По уровню вредности и опасности условия труда делятся на 4 класса (подробнее в ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). В зависимости от присвоенной категории можно определить размер дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Среди установленных законом позиций:

  • Первый класс: оптимальные условия труда;
  • Второй класс: допустимые условия труда;
  • Третий класс: вредные условия труда;
  • Четвертый класс: опасные условия труда.

К оптимальным относят условия, не предполагающие наличия негативных факторов, превышающих установленные нормативы безопасности.

К допустимым причисляются условия, при которых степень воздействия негативных факторов не превышает установленную величину, а состояние работников нормализуется в течение времени, отведенного на отдых, или к началу следующей рабочей смены.

К вредных приравнивают условия, при которых степень воздействия негативных факторов превышает установленную норму. В зависимости от уровня негативного воздействия данный класс делят на 4 подкласса:

  • Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени): степень воздействия негативных факторов, при который состояние работников не успевает нормализоваться к началу следующей смены;
  • Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени): степень воздействия негативных факторов, при которой формируются зачатки профессиональных заболеваний или профессиональные заболевания легкой степени тяжести спустя 15 и более лет работы (без утраты трудоспособности);
  • Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени): степень воздействия негативных факторов, при которой формируются профессиональные заболевания легкой и средней тяжести, приводящие к утрате трудоспособности;
  • Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени): степень воздействия негативных факторов, при которой формируются тяжелые формы профессиональных заболеваний с потерей обшей трудоспособности.

Внимание! В случае осуществления трудовой деятельности в эффективных средствах индивидуальной защиты, присвоенный ранее класс или подкласс может быть понижен на одну ступень. Полномочиями на данное действие располагает комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании отчета эксперта специализированной организации, осуществляющей оценку (подробнее в ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

Также доступно понижение класса или подкласса на более чем одну ступень. Для осуществления данного действия потребуется согласие территориального органа Роспотребнадзора (подробнее в ч. 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

Процесс понижения класса или подкласса определяется методикой, согласованной с Минтрудом, Роспотребнадзором, мнением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

И, в довершении, к опасным условиям относят те ситуации, при которых степень воздействия негативных факторов, аккумулирующихся за одну смену, приводит к угрозе жизни и риску формирования острых профессиональных заболеваний на период трудовой деятельности.

Ответственность за отсутствие специальной оценки труда

Уклонение от проведения оценки условий труда является прямым нарушением действующего законодательства.

Меру ответственности за нарушение порядка проведения проверки или уклонение от осуществления процедуры оценки определяет ст. 5.27.1 КоАП РФ, вступившая в действие с 1 января 2015 г.:

  • Для предприятий: предупреждение, штрафные санкции в размере от 60-80 тыс. руб., 100-200 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток (в случае неоднократного нарушения);
  • Для индивидуальных предпринимателей: предупреждение, штрафные санкции в размере от 5-10 тыс. руб., от 30-40 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток (в случае неоднократного нарушения);
  • Для должностных лиц: предупреждение, штрафные санкции в размере от 5-10 тыс. руб., от 30-40 тыс. руб. или запрет на трудовую деятельность на срок от 1-3 лет (в случае неоднократного нарушения).

Методика проведения специальной оценки труда

Документ утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н и определяет регламент проведения процедуры оценки условий труда.

Основываясь ч. I настоящей Методики к данным процедурам относят:

  • Определение (идентификацию) возможных негативных производственных факторов (подробнее в ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н) Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов включен в Приложение 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
  • Исследования негативных производственных факторов (подробнее в ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • Определение классов и подклассов условий труда на основании полученных в результате исследований данных (подробнее в (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • Подведение итогов специальной оценки (подробнее в ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).

Внимание! Если результаты проверки определили состояние рабочих мест как безопасное и соответствующее установленным нормативам, от работодателя требуется составление декларации соответствия условий труда (подробнее ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ) – см. раздел этапы проведения спецоценки условий труда. Форма декларации оценки труда и Порядок ее оформления заверены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, вступивший в силу с 8 июня 2014 г.

Если результаты проверки определили состояние рабочих мест как оптимальное или допустимое (1 или 2 класс) и декларирование не производится, то результаты оценки допустимо использовать для следующих целей (подробнее в ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ):

  • Для формирования и осуществления мероприятий по повышению качества условий труда до уровня, отвечающего нормативным требованиям охраны труда;
  • Для обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Для расчета дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • Для обеспечения работников гарантиями и компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.

Остались вопросы? Свяжитесь со специалистами профильной компании «ЭкоЦентрПроект» по многоканальному телефону 8-800-555-80-17. Звонок по России бесплатный. Работа в сжатые сроки.

Наши услуги:
г. Москва, Технопарк «Прожектор», шоссе Энтузиастов, д. 56, Этаж 4,
офис 403
8 800 555-80-17, 8 495 648-60-17