Зачем нужна специальная оценка условий трудаТемы: Последнее обновление Сен 01, 2022
Время чтения 14 мин
Подробнее об услуге Проведение специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий трудаНастоящая процедура проводится в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) и является прямой заменой упраздненной аттестации рабочих мест. Дата вступления закона в силу – 1 января 2014 года. Определение специальной оценки трудаСпециальная оценка условий труда являет собой совокупность мер по обнаружению негативных факторов производственной среды, способных повлиять на физическое и психологическое здоровье человека, и анализ степени их опасности с учетом выявленных несоответствий между фактическими показателями и действующими нормативами (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Процедура предполагает выполнение следующих пунктов:
Внимание! Специальная оценка условий труда не требуется, если:
Кто осуществляет специальную оценку трудаВопрос организации и оплаты решает работодатель, однако непосредственным проведением процедуры занимается профильная компания, приглашенная на основании гражданско-правового договора. При поиске подрядчика работодателю требуется брать во внимание положения, отраженные в статьях 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
Сроки проведения специальной оценки условий трудаПорядок осуществления процедуры оценки условий труда регламентирован Законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Условия и последовательность проведения отражены в Приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н. Внимание! Результаты проверки рабочих мест, осуществленной с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н действительны. Интервал проведения специальной оценки – не менее 1-го раза в 5 лет. Отсчет идет с даты утверждения отчета об ее осуществлении (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Отсутствие негативных факторов производственной среды, зафиксированное в ходе проверки, на периодичность проведения процедуры не влияет. Даже если результаты оценки будут безукоризненными, следующая проверка состоится в предусмотренный Законом срок. Среди случаев, требующих осуществления внеплановой проверки:
Внимание! Ознакомиться с перечнем ситуаций, требующих внеплановой оценки, более подробно можно в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Этапы проведения специальной оценки трудаПорядок проведения можно разделить на 10 этапов:
Руководитель предприятия обязан выпустить распоряжение о назначении специальной комиссии и порядке ее работы. Приказ оформляется в свободной форме. Состав комиссии в обязательном порядке должен включать специалиста по охране труда, представителя первичной профсоюзной организации (при наличии таковой), самого работодателя или его доверенное лицо. Число членов группы должно быть нечетным. Среди основных задач комиссии: предоставить список созданных рабочих мест, определить критерии оценки труда (подробнее в ч. 5 - 7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Для утверждения графика потребуется выпустить приказ, заверенный работодателем. Составление документа в свободной форме (подробнее в ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Перечень должен включать места, на которых будет осуществляться проверка. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ, в списке могут фигурировать аналогичные рабочие места. В случае их определения оцениваются только 20% подобных мест в количестве не менее 2-х позиций. Полученные данные используются для всех аналогичных зон (подробнее в ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Для определения аналогичных мест следуйте требованиям, изложенным в ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ:
При выборе организации оформляется гражданско-правовой договор.
Идентификация вредных и опасных факторов строится на сопоставлении имеющихся данных с утвержденным Минтрудом России Классификатором (подробнее в ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Внимание! Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ идентификация не требуется, если:
При этом другие процедуры, определенные порядком прохождения специальной оценки, в отношении данных рабочих мест осуществляются. Непосредственная идентификация проводится экспертом со стороны выбранной организации, а результаты проверки утверждаются комиссией во главе с работодателем или его доверенным лицом (подробнее в ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Если проведенная проверка негативных факторов не выявила, повторная оценка условий труда не потребуется (подробнее в ч. 4 ст. 10 Закона). В данном случае работодатель должен предоставить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в территориальные органы Роструда. Форма и регламент подачи устанавливается Минтрудом России (подробнее в ч. 1 и 2 ст. 11 Закона). Срок действия декларации – 5 лет со дня согласования отчета о специальной оценке с возможным продлением на 5 лет при условии, что сотрудники, закрепленные за данными местами, не получили травму или профессиональное заболевание (подробнее в (ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если негативные факторы обнаружены, назначенная комиссия действует согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ – организует исследования выявленных факторов.
Исследованию подвергаются:
Во время проверки анализу подлежат факторы трудового процесса и производственной среды. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 426-ФЗ к факторам производственной среды причисляют:
Список негативных факторов, требующих исследования составляется на основании ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ. Во внимание берутся:
За ходом испытаний следят сотрудники специализированной организации (подробнее в ч. 3 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). Выявленные в ходе испытаний данные по каждому из негативных факторов заносятся в протокол – отдельный для каждого фактора (подробнее в ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). В соответствии с полученными результатами условия труда на рабочих местах оцениваются по уровню вредности и опасности и относятся к определенным классам и подклассам условий труда.
Для подведения итогов формируется отчет о проведенной оценке. Для его утверждения требуется подпись всех членов комиссии и ее председателя – работодателя или его доверенного лица (подробнее в ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ. Форма отчета и нормативы его заполнения утверждаются Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Внимание! Отчет требуется и в случае обнаружения негативных факторов, и в случае успешного прохождения проверки, когда условия труда признаются допустимыми.
Доказательством ознакомления служит личная подпись работника. Сроки оглашения результатов: 30 календарных дней с момента утверждения вышеупомянутого отчета (подробнее в ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). К данному периоду не относится отпуск, командировка, междувахтовый отдых, больничный по нетрудоспособности.
Официальный портал предприятия должен содержать данные:
Сроки подготовки публикации: не более 30 календарных дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки (подробнее в ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Установленные сроки:
Перечень классов и подклассов условий трудаПо уровню вредности и опасности условия труда делятся на 4 класса (подробнее в ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). В зависимости от присвоенной категории можно определить размер дополнительного тарифа взносов в ПФР. Среди установленных законом позиций:
К оптимальным относят условия, не предполагающие наличия негативных факторов, превышающих установленные нормативы безопасности. К допустимым причисляются условия, при которых степень воздействия негативных факторов не превышает установленную величину, а состояние работников нормализуется в течение времени, отведенного на отдых, или к началу следующей рабочей смены. К вредных приравнивают условия, при которых степень воздействия негативных факторов превышает установленную норму. В зависимости от уровня негативного воздействия данный класс делят на 4 подкласса:
Внимание! В случае осуществления трудовой деятельности в эффективных средствах индивидуальной защиты, присвоенный ранее класс или подкласс может быть понижен на одну ступень. Полномочиями на данное действие располагает комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании отчета эксперта специализированной организации, осуществляющей оценку (подробнее в ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Также доступно понижение класса или подкласса на более чем одну ступень. Для осуществления данного действия потребуется согласие территориального органа Роспотребнадзора (подробнее в ч. 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Процесс понижения класса или подкласса определяется методикой, согласованной с Минтрудом, Роспотребнадзором, мнением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. И, в довершении, к опасным условиям относят те ситуации, при которых степень воздействия негативных факторов, аккумулирующихся за одну смену, приводит к угрозе жизни и риску формирования острых профессиональных заболеваний на период трудовой деятельности. Ответственность за отсутствие специальной оценки трудаУклонение от проведения оценки условий труда является прямым нарушением действующего законодательства. Меру ответственности за нарушение порядка проведения проверки или уклонение от осуществления процедуры оценки определяет ст. 5.27.1 КоАП РФ, вступившая в действие с 1 января 2015 г.:
Методика проведения специальной оценки трудаДокумент утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н и определяет регламент проведения процедуры оценки условий труда. Основываясь ч. I настоящей Методики к данным процедурам относят:
Внимание! Если результаты проверки определили состояние рабочих мест как безопасное и соответствующее установленным нормативам, от работодателя требуется составление декларации соответствия условий труда (подробнее ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ) – см. раздел этапы проведения спецоценки условий труда. Форма декларации оценки труда и Порядок ее оформления заверены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, вступивший в силу с 8 июня 2014 г. Если результаты проверки определили состояние рабочих мест как оптимальное или допустимое (1 или 2 класс) и декларирование не производится, то результаты оценки допустимо использовать для следующих целей (подробнее в ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ):
Остались вопросы? Свяжитесь со специалистами профильной компании «ЭкоЦентрПроект» по многоканальному телефону 8-800-555-80-17. Звонок по России бесплатный. Работа в сжатые сроки. Наши услуги:
|