Разработка проекта НДВ самостоятельноТемы: Последнее обновление Сен 08, 2022
Время чтения 12 мин
Подробнее об услуге Проект НДВ
Цели разработки проекта НДВВ соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. для всех действующих, вводимых в эксплуатацию, реконструируемых предприятий необходима разработка проекта предельно-допустимых выбросов (НДВ). Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлен Административным регламентом Федеральной службы Росприроднадзора для предоставления государственной услуги и утвержден приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650. Предельно допустимый выброс (НДВ) – величина, которая устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения уровня выбросов гигиенических и экологических нормативов. Временно согласованный выброс (ВСВ) – временно лимитируемая величина выбросов загрязняющих веществ, которая устанавливается с целью поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Устанавливаемые нормативы НДВ для загрязняющих веществ характеризуются максимально разовыми значениями (г/с) и валовыми значениями (т/год). При самостоятельной разработке проекта НДВ специалистами предприятия следует руководствоваться положениями ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», «методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», а также другими нормативными документами, указанными в разделе нашего сайта по экологическому проектированию. Независимо от статуса объекта, являющегося источником выбросов, его расположения, величины, основными целями разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (НДВ) являются:
Перечень документов для разработки НДВНиже представлен перечень основных документов, необходимых для разработки проекта предельно допустимых выбросов (НДВ):
Содержание основных разделов НДВ
Титульный лист Указываются сведения о проектной организации либо ином разработчике, список исполнителей, а также подпись и печать руководителя хозяйствующего субъекта. Введение Приводится перечень основных документов, на основании которых разработан проект. 1. Общие сведения о предприятии. В данном разделе проекта указываются:
К данному разделу прилагаются ситуационная карта-схема района размещения предприятия с нанесенными границами СЗЗ а также карта-схема с обозначенными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 2. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха Данная часть проекта ПДВ состоит из следующих подразделов: 2.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования. Определение перечня источников загрязнения, подлежащих нормированию По каждому подразделению (цех, участок и т.д.) приводятся характеристики существующего газоочистного оборудования (ГОУ), указываются загрязняющие вещества, организованные и неорганизованные источники выбросов, показатели удельных технологических выбросов (УТВ). Таблица 1 “Источники загрязнения атмосферы”. 2.2.1 Перечень государственных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию. В указанном разделе проекта НДВ заполняется таблица “Перечень вредных (загрязняющих веществ), выбрасываемых в атмосферу при работе предприятия”. Таблица заполняется по мере возрастания кодов вредных веществ согласно справочных сведений. 2.2.2. Перечень источников и загрязняющих веществ, не подлежащих государственному учету и нормированию. Источники выбросов и загрязняющие вещества, не подлежащие учету и нормированию, систематизируются в табличном виде. 2.3. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Заполняются следующие табличные материалы “Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу”. Таблица 3 “Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу”. 3. Расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе и предложения по нормативам НДВ. 3.1. Предварительная оценка влияния выбросов вредных веществ. В данном разделе проекта предельно допустимых выбросов указываются:
3.2. Детальные расчеты загрязнения атмосферного воздуха. В данном разделе проекта НДВ проводятся:
По результатам оценки целесообразности расчетов составляется таблица, в которую включаются вещества с указанием рассчитанного параметра Ф. Для веществ, у которых параметр Ф > 0,1 проводятся детальные расчеты загрязнения атмосферы. Результаты оценки целесообразности расчетов приводятся в таблице “Значение параметра Ф для вредных веществ”. Таблица 4 “Значение параметра Ф для вредных веществ”. По результатам оценок целесообразности проводятся детальные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, которые являются обоснованием для нормирования выбросов, осуществляемых но основе оценки максимальных концентраций загрязняющих веществ в зоне влияния предприятия. Шаг расчетной сетки не должен быть больше размера СЗЗ или расстояния до ближайшей жилой застройки (в тех случаях, когда жилые дома расположены внутри СЗЗ). По всем веществам, по которым проводились детальные расчеты, заполняется таблица “Результаты расчетов рассеивания без учета фона”. Таблица 5 “Результаты расчетов рассеивания без учета фона”. 3.3. Мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности. В тех случаях, когда по результатам расчетов в проекте нормативов НДВ определяются превышение нормируемых значений, разрабатываются планы мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия на атмосферный воздух:
В случаях, когда концентрации загрязняющих веществ, создаваемые выбросами предприятия на границе территории жилой застройки, не превышают установленные нормативы загрязнения атмосферного воздуха, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ не предусматриваются. 3.4. Расчет загрязнения атмосферного воздуха на перспективу. В данном разделе проекта НДВ оформление результатов расчета загрязнения атмосферного воздуха выполняется аналогично разделу 3.2. 3.5. Предложения по нормативам НДВ. 3.5.1. Определение источников выбросов и загрязняющих веществ, подлежащих нормированию. Перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, устанавливается на основе поэтапного исключения из общего перечня веществ, выбрасываемых в атмосферу предприятием не удовлетворяющих нижеприведенным условиям (согласно Приказу Минприроды РФ от 31 декабря 2010 г. N 579 [20]). На первом этапе необходимость учета источников выбросов и вредных веществ при нормировании выбросов характеризует параметр С%м,j, который рассчитывается для каждого (j-го) выбрасываемого вещества: где
η - безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности; Мj - суммарное значение выброса j-го вредного (загрязняющего) вещества (г/с) от всех источников предприятия, соответствующее наиболее неблагоприятным из установленных условий (режимов) выброса предприятия в целом, определенное на основе результатов инвентаризации выбросов и источников их поступления в атмосферу; F - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе (для газообразных и жидких примесей F=1; для твердых – F=3); Нj,i - значение высоты i-го источника предприятия, из которого выбрасывается данное вещество; ПДКмр,j - максимально разовая предельно допустимая концентрация j-го вещества в атмосферном воздухе населенных мест (мг/м3). Для каждого вещества из определенного по результатам инвентаризации общего перечня вредных веществ, поступающих в атмосферу от предприятия, проверяется выполнение условия: С%м,j ≥ 0,1(1) На втором этапе работ перечень веществ может уточняться с учетом особенностей местоположения источников загрязнения атмосферы по отношению к селитебной территории и к другим зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, а также нормативным размерам СЗЗ. Для этого проводятся расчеты загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ОНД-86 с использованием согласованной в установленном порядке унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА). По результатам расчетов в разрезе каждого j-го вещества проверяется выполнение условия: СНj > 0,05(2) где СНj - наибольшее значение приземной концентрации данного вещества (в долях ПДК) на границе СЗЗ (или ближайшей жилой застройки). На основе результатов, полученных на 1-ом и 2-ом этапах, устанавливается перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих нормированию. В данный перечень включаются вещества, одновременно удовлетворяющие условиям (1) и (2). К источникам, подлежащим нормированию, относятся все источники, определенные по результатам инвентаризации выбросов предприятия, за исключением тех источников, из которых выбрасываются в атмосферу только те вещества, которые не включены в перечень вредных веществ, подлежащих нормированию. Результаты расчетов по определению источников и перечня вредных веществ, подлежащих нормированию, приводятся в следующей таблице “Перечень вредных веществ, подлежащих нормированию”. Таблица 6 “Перечень вредных веществ, подлежащих нормированию”. 3.5.2. Выбросы загрязняющих веществ на существующее положение
Результаты расчетов, приведенные в приложении 14, показывают допустимость установления нормативов НДВ (таблица 6) на уровне расчетных значений выбросов загрязняющих веществ. В таблице 6 предложены нормативы НДВ для источников по всем загрязняющим веществам раздельно, а также срок установления нормативов НДВ. При составлении этой таблицы учитывались результаты оценки значимости выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ, анализ расчетов на ЭВМ полей максимальных приземных концентраций на существующее положение и на перспективу. В завершающей части таблицы 7 предложены нормативы НДВ в разрезе каждого выбрасываемого вещества в целом для предприятия на существующее положение (например на 2014 г.) и на срок действия нормативов НДВ (например 2014-2019 гг.). Таблица 8 “Суммарные нормативы выбросов загрязняющих веществ в целом по предприятию”. 4. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов. Предприятия, для которых установлены нормативы НДВ, должны организовать систему контроля за соблюдением НДВ. Контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов подразделяется на следующие направления:
При определении перечня веществ, мест отбора проб, кратности исследований рекомендуется руководствоваться положениями следующих нормативных документов: Приказ Росприроднадзора № 112 от 01.02.2011 г.; Руководство по контролю за загрязнением атмосферы РД 52.04.186-89; СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». В соответствии с некоторыми положениями данных документов, с помощью предлагаемых формул, на первом этапе работ по организации контроля за соблюдением нормативов НДВ определяется одна из 4-х категорий источника выбросов в разрезе каждого вредного вещества. Для различных категорий сочетаний «источник выброса – загрязняющее вещество» устанавливаются следующие периодичности контроля:
Мероприятия по контролю за соблюдением нормативов НДВ оформляют в следующих таблицах: 5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). Под регулированием выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух понимается их кратковременное сокращение, а периоды неблагоприятных метеорологических условий, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Порядок проведения мероприятий, их характеристика и объем регламентируется методическими указаниями «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Получение разрешения территориального Управления РосприроднадзораДалее готовый проект НДВ вместе с заявками и доверенностями установленного образца представляются к рассмотрению на экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и далее в территориальный орган Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения. Общий нормативный срок рассмотрения проектной документации в учреждениях санэпидслужбы – 90 календарных дней. Стоимость экспертизы зависит от количества наименований загрязняющих веществ. После получения санэпидзаключения по проекту НДВ, материалы передаются в территориальные учреждения Росприроднадзора, где также проводится двухэтапная экспертиза документов – сначала с целью установления нормативов выбросов, затем с целью выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ. Стоимость экспертизы зависит от количества источников выбросов, а также от отнесения объекта к предприятиям производственной или непроизводственной сферы. Срок рассмотрения проекта НДВ в учреждениях Росприроднадзора – 60 рабочих дней. Обращайтесь в компанию «ЭкоЦентрПроект» за разработкой проекта НДВ! Команда специалистов выполнит разработку проекта НДВ в точном соответствии с существующими нормативными регламентами и возьмет на себя согласование документации в надзорных органах. Сэкономьте время и нервы – и получите гарантированно качественный результат. Читайте также
Наши услуги:
|